Цель урока: Определить сферу реализации вашего Предназначения и Миссии, ответив на вопрос «Где?». Понять, в какой профессиональной среде и роли ваши уникальные навыки и интересы будут максимально востребованы и эффективны, используя теорию профессора Климова.
Введение: От «Как?» к «Где?»
Вы проделали огромную работу: обнаружили свое «Зачем?», определили «Что?» вы хотите познавать в этом мире, и нашли «Как?» — ваш природный инструмент для действия. Теперь ключевой вопрос: «Где?».
Призвание — это конкретная сфера, ниша или профессиональная область, где ваше Предназначение и Миссия встречаются с потребностями мира. Это «площадка» для применения ваших даров.
Пять типов профессиональной среды (по Е.А. Климову)
Профессор Евгений Александрович Климов выделил пять типов профессий, которые соответствуют пяти основным типам взаимоотношений человека с миром. Ваша задача — найти ту среду, где вы будете чувствовать себя «в своей тарелке».
1. Человек – Природа
- Суть: взаимодействие с живой и неживой природой, ее объектами и явлениями. Речь не обязательно о жизни в лесу, а о глубокой врожденной связи и понимании природных процессов;
- Ключевые интересы: животные, растения, экология, сельское хозяйство, погода, ландшафт, природные материалы;
- Что заряжает: наблюдение, изучение, уход, сохранение, преображение природных объектов.
- Примеры профессий: агроном, ветеринар, эколог, геолог, кинолог, ландшафтный дизайнер, фермер;
- Метафора: Белоснежка, которой животные и растения доверяют инстинктивно.
2. Человек – Техника
- Суть: взаимодействие с техническими системами, механизмами, машинами, приборами и материалами. Это не только ремонт, но и создание, проектирование, управление;
- Ключевые интересы: механизмы, схемы, чертежи, технологии, сборка/разборка, повышение эффективности систем;
- Что заряжает: процесс создания, починки, оптимизации или управления техникой. Видеть результат своего технического труда;
- Примеры профессий: инженер, программист, механик, архитектор, строитель, специалист по IT, водитель;
- Метафора: изобретатель, для которого техника — это язык общения с миром.
3. Человек – Человек
- Суть: взаимодействие с людьми, группами, коллективами. Работа, связанная с общением, обучением, обслуживанием, управлением и помощью;
- Ключевые интересы: психология, мотивация, коммуникация, разрешение конфликтов, обучение, помощь, вдохновение;
- Что заряжает: сам процесс общения, возможность повлиять на другого человека, помочь ему, научить, организовать;
- Примеры профессий: учитель, врач, психолог, коуч, HR-специалист, журналист, продавец, руководитель;
- Метафора: дирижер человеческого оркестра, который чувствует и ведет группу.
4. Человек – Знаковая система (Человек – Знак/Таблца)
- Суть: взаимодействие с условными знаками: цифрами, кодами, формулами, языками, чертежами, схемами, данными. Это работа с информацией в ее абстрактном виде;
- Ключевые интересы: числа, коды, языки, структуры, алгоритмы, анализ данных, шифры, перевод;
- Что заряжает: процесс анализа, систематизации, вычислений, создания формул или работы с текстами. Наведение порядка в данных;
- Примеры профессий: программист, аналитик, бухгалтер, переводчик, лингвист, математик, научный работник, копирайтер;
- Метафора: шифровальщик или архивариус, который наводит порядок в хаосе информации.
5. Человек – Художественный образ
- Суть: взаимодействие с миром через искусство, творчество и создание новых образов. Это не только традиционные искусства, но и любая деятельность, связанная с креативом и самовыражением;
- Ключевые интересы: рисование, музыка, танец, письмо, дизайн, актерское мастерство, фотография;
- Что заряжает: сам процесс творения, самовыражения, создания чего-то нового и уникального, что вызывает эмоции;
- Примеры профессий: художник, дизайнер, музыкант, писатель, актер, режиссер, фотограф, блогер-креативщик;
- Метафора: творец, который видит мир как материал для создания красоты.
Важно: В чистом виде типы встречаются редко. Чаще у человека есть 1-2 доминирующие сферы. Ваша задача — найти свою ведущую, чтобы она стала основой для выбора профессионального пути.
Упражнение «Моя среда и моя ценность»
Это упражнение поможет вам определить вашу доминирующую профессиональную среду и начать думать о монетизации вашего «Зачем?».
Часть 1: Самоидентификация по Климову
- Прочитайте описания пяти типов.
- Выберите 1-2 типа, которые отзываются в вас сильнее всего. Где вы чувствуете естественную тягу и уверенность? Какая профессия в соответствии с этим типом (типами) вам лучше всего подходит?
- Запишите их. Не руководствуйтесь текущей профессией, а честно ответьте, какая среда вам интересна.
Часть 2: Анализ прошлого опыта монетизации
Ответьте на вопросы письменно:
- За что вам уже платили деньги? Составьте список всех видов оплачиваемой деятельности (основная работа, подработки, разовые заказы, продажа handmade-изделий и т.д.).
- Проанализируйте список: Какие из этих задач относились к вашим доминирующим типам по Климову? Что давалось вам легко и приносило удовольствие?
- Вывод: Есть ли связь между тем, за что вам платили, и тем, что вам нравится делать? (Пример: «Мне платили за написание отчетов (Человек-Знак), но удовольствие я получал только когда мне нужно было структурировать сложные данные, а не просто заполнять формы»).
Часть 3: Генерация гипотез (10 минут)
Теперь соединим все воедино. Используя свои ответы из предыдущих уроков и этого, заполните таблицу:
Что? (Мой интерес из Урока 2) | Как? (Мой инструмент из Урока 3) | Где? (Моя сфера по Климову) | Гипотеза: Где и как я могу это монетизировать? |
---|---|---|---|
Пример: Помогать людям раскрывать потенциал | Объяснять сложное простыми словами, вдохновлять | Человек — Человек | Веду онлайн-курсы или очные воркшопы по личностному развитию. |
Пример: Создавать уют и гармонию | Дизайн, работа с пространством | Человек — Художественный образ | Создаю проект по организации уютных мероприятий или консультирую по созданию уюта дома. |
Ваш вариант | Ваш вариант | Ваш вариант | Ваш вариант |
Цель — сформулировать 2-3 конкретные гипотезы, куда вы можете двигаться.
Дополнительные материалы для погружения
- Что изучить:
- Подробнее о типах Климова: Найдите в интернете «классификация профессий Климова» или «формула профессии Климова». Вы найдете более детальные описания и списки профессий для каждого типа.
- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова: Пройдите этот тест онлайн, чтобы получить дополнительное подтверждение вашего доминирующего типа.
- Книги для вдохновения:
- Кэрол Грэм «Счастье и его цена»: О том, как найти работу, которая приносит не только деньги, но и удовлетворение.
- Кэл Ньюпорт «So Good They Can’t Ignore You» («Хватит мечтать, займись делом!»): О том, что страсть рождается из мастерства, а не наоборот. Перекликается с идеей развития навыка в «своей» среде.
- Вопросы для рефлексии:
- В какой профессиональной среде я чувствую себя наиболее живым и энергичным?
- Какая работа из моей прошлой практики приносила мне не только деньги, но и состояние потока?
- Если бы мне не платили, стал бы я все равно заниматься деятельностью, связанной с моим доминирующим типом?
Итог: Определение своего Призвания («Где?») замыкает фундаментальный цикл: Что? -> Как? -> Где?. Это не значит, что вы должны немедленно сменить профессию. Это значит, что у вас теперь есть компас для принятия решений: о курсах, которые стоит пройти, о проектах, за которые стоит браться, и о тех, от которых стоит отказаться. Вы начинаете двигаться в сторону среды, где ваша ценность будет максимальной, а усилия — наиболее эффективными.
Успехов в углубленном понимании своего призвания!