Все домашние задания по курсу

Блок 1: Работа с состоянием и эмоциями

Эти практики направлены на развитие осознанности, регуляцию эмоционального состояния и быстрое восстановление.

  1. «Дневник состояний»
    • Суть: Трехразовое отслеживание своего эмоционального и физического состояния в течение дня.
    • Формат: Ответить на вопросы:
      • Какое у вас состояние прямо сейчас?
      • Что на него повлияло (событие, мысль, человек)?
      • Как вы его изменили или планируете изменить (если изменили)?
    • Цель: Развить навык осознанного наблюдения за своими состояниями и их триггерами.
  2. «Дневник эмоций» (углубленная версия)
    • Суть: Ежедневная детальная расшифровка эмоций в течение недели.
    • Формат: Для каждой заметной эмоции записать:
      • Название (желательно используя «Колесо эмоций» Плутчика для точности).
      • Интенсивность (по шкале от 1 до 10).
      • Причина/триггер.
      • Физическое проявление в теле (например, «скулы устали от натянутой улыбки», «сжались кулаки»).
    • Цель: Глубоко понять связь между событиями, эмоциями и телесными реакциями, выявить закономерности.
  3. «Анализ высокоинтенсивной эмоции»
    • Суть: Детальный «разбор» одной сильной эмоции (гнев, восторг, паника), случившейся недавно.
    • Формат: Письменно ответить на вопросы по методике «Разобрать по косточкам» (что предшествовало, какие были мысли, какова была первая реакция, к каким последствиям привела и т.д.).
    • Цель: Извлечь урок из сильных переживаний, понять их природу и в будущем управлять реакцией.
  4. «Эмоциональный выброс»
    • Суть: Физическое высвобождение напряжения через действие.
    • Формат: Выбрать один из способов: прокричаться в подушку, спеть любимую песню в полный голос, энергично потанцевать.
    • Цель: Быстро снять физическое напряжение, связанное с эмоциями, «перезагрузиться».
  5. «Танцевальная терапия»
    • Суть: Ежедневная спонтанная двигательная активность.
    • Формат: Включить любимую музыку и двигаться без правил и ограничений в течение 1-2 песен.
    • Цель: Снять психические блоки, выразить эмоции через тело, получить заряд энергии.
  6. «Зеркало радости»
    • Суть: Сознательное создание позитивного состояния через физиологию.
    • Формат: Смотреть себе в глаза в зеркале и улыбаться (даже если не хочется) в течение 1 минуты.
    • Цель: Обмануть мозг, запустив выработку гормонов счастья через мышечную реакцию (улыбку), улучшить самоотношение.
  7. «Моя Звезда чувств» (арт-практика)
    • Суть: Визуальное исследование спектра своих эмоций через рисование.
    • Формат:
      1. Выписать 10 эмоций и подобрать к каждой противоположную.
      2. Нарисовать круг, разделить на сектора (8-16), вписать в них ключевые пары.
      3. Закрасить каждый сектор цветом, который с ним ассоциируется.
      4. Проанализировать получившуюся мандалу: какие чувства и цвета дались легко/сложно, где дискомфорт, а где ресурс.
    • Цель: Понять свой эмоциональный диапазон, увидеть взаимосвязи между разными чувствами, выразить эмоции невербально.

Блок 2: Работа с энергией и ресурсом

Практики для оценки и повышения уровня личной энергии, поиска внутренних источников сил.

  1. «Анализ четырех типов энергии»
    • Суть: Аудит своего текущего энергетического состояния по 4 сферам.
    • Формат: Оценить по шкале от 1 до 10 уровень:
      • Физической энергии (здоровье, тонус, сон).
      • Ментальной энергии (концентрация, ясность ума).
      • Эмоциональной энергии (устойчивость, позитивный настрой).
      • Духовной энергии (смыслы, ценности, принадлежность к чему-то большему).
      • Для каждой сферы прописать 1-2 конкретных маленьких действия для повышения уровня на 1 балл.
    • Цель: Получить целостную картину ресурсного состояния и четкий план по его улучшению.
  2. «Дневник энергопотоков»
    • Суть: Отслеживание деятельности, которая наполняет или опустошает.
    • Формат: В течение 3-5 дней вести таблицу из двух столбцов:
      • Столбец 1: Задача/встреча/активность.
      • Столбец 2: Знак «+» (дало энергию) или «–» (забрало энергию).
    • Цель: Выявить «энергетических вампиров» и «доноров» в вашем расписании и скорректировать рутину.
  3. «Дыхательная практика»
    • Суть: Систематическое использование дыхательных упражнений для регуляции состояния.
    • Формат: Ежедневно в течение недели выполнять одно из упражнений (например, «Треугольник»: вдох – пауза – выдох по 4 секунды; или «Бхастрика» – мощные диафрагмальные вдохи-выдохи) в течение 5-10 минут.
    • Цель: Снять стресс, повысить концентрацию, научиться управлять вегетативной нервной системой.
  4. «Утро силы»
    • Суть: Создание энергетического ритуала для начала дня.
    • Формат: Первые 5 минут после пробуждения посвятить:
      • Глубокому осознанному дыханию.
      • Проговариванию (вслух или про себя) 3-х позитивных утверждений (аффирмаций), например: «Сегодня будет продуктивный день», «Я полон сил и энергии».
    • Цель: Задать позитивный и осознанный тон всему дню.

Блок 3: Работа с целями и фокусом

Практики для постановки четких целей, планирования и удержания фокуса на важном.

  1. «SMART-цели»
    • Суть: Перевод желаний в формат конкретных, измеримых и достижимых целей.
    • Формат: Выбрать 3 личные цели. Переписать каждую так, чтобы она соответствовала критериям SMART: Specific (конкретная), Measurable (измеримая), Achievable (достижимая), Relevant (значимая), Time-bound (ограниченная по времени).
    • Цель: Превратить абстрактные «хочу» в реальный план действий.
  2. «100 целей»
    • Суть: Мозговой штурм для расширения горизонтов и понимания истинных желаний.
    • Формат: Записать 100 любых целей (больших и маленьких, на любые сроки). Рекомендуется разбить их по сферам жизни: здоровье, финансы, карьера, отношения, развитие, хобби, вклад в мир.
    • Цель: «Размять» мышцу целеполагания, вытащить из подсознания скрытые aspirations (стремления), увидеть картину жизни мечты.
  3. «Архитектор пространства»
    • Суть: Оптимизация окружающего пространства для поддержки goals.
    • Формат: Выбрать одну зону (рабочий стол, комната). Убрать всё, что отвлекает. Разместить всё необходимое для работы над целью. Добавить визуальные напоминания (стикеры, картинки, карты желаний).
    • Цель: Создать среду, которая автоматически подталкивает к нужным действиям и не дает забыть о главном.
  4. «Настройщик внутренних часов»
    • Суть: Определение пиков продуктивности и создание ритуалов для входа в рабочее состояние.
    • Формат:
      1. Определить свое «золотое время» (когда вы наиболее сфокусированы и энергичны).
      2. Запланировать на это время самую важную задачу дня.
      3. Создать «ритуал начала» (5 мин дыхания, чашка кофе, определенный плейлист), который сигнализирует мозгу о начале работы.
    • Цель: Работать не больше, а эффективнее, используя свои природные ритмы.
  5. «Мой личный Раздражитель»
    • Суть: Создание системы внешних напоминаний о ключевой цели.
    • Формат: Выбрать 1 главную цель. Создать 2-3 стимула (стикер на мониторе, заставка на телефон, картинка на холодильник) и разместить их в часто посещаемых местах.
    • Цель: Держать фокус на приоритете, не давая повседневным задачам его замылить.
  6. «Публичное обязательство»
    • Суть: Использование социальной ответственности как мотиватора.
    • Формат: Четко и публично объявить о своей цели и дедлайне (в соцсетях, друзьям, коллегам). Попросить одного человека выступить «контролером».
    • Цель: Повысить уровень ответственности и вероятность достижения цели за счет внешнего давления.
  7. «Применить рычаг»
    • Суть: Практическое применение одного из изученных принципов эффективности (например, принципа Парето, делегирования, правила 2 минут и т.д.).
    • Формат: В течение 3 дней сознательно применить выбранный рычаг к своей задаче. Зафиксировать результат (что изменилось по времени, усилиям, результату).
    • Цель: Перевести теорию в практику и оценить ее эффективность на личном опыте.

Блок 4: Работа с убеждениями и идентичностью

Практики для выявления и изменения limiting beliefs (ограничивающих убеждений) и проектирования желаемой личности.

  1. «Список ограничивающих убеждений»
    • Суть: «Охота» на саморазрушительные мысли.
    • Формат: В течение недели ловить и записывать фразы-паразиты: «Я не могу…», «У меня не получится…», «Я недостоин…». Выписать минимум 5. Для каждого кратко описать, как оно мешает в жизни.
    • Цель: Осознать внутреннего критика и перевести автоматические мысли в ранг проблем, которые можно решить.
  2. «Трансформация убеждения»
    • Суть: Когнитивно-поведенческая техника работы с limiting beliefs.
    • Формат: Для выбранного убеждения пройти шаги:
      1. Оспаривание: Найти 3-5 доказательств, что это убеждение ложно.
      2. Реформулировка: Создать новое, поддерживающее убеждение в настоящем времени (например, «Я достоин высокой зарплаты за свой экспертность»).
      3. Внедрение: Многократно повторять новую фразу, визуализировать, подкрепить якорем (жестом).
    • Цель: Заменить деструктивную mental program на ресурсную.
  3. «Проектирование будущего Я»
    • Суть: Детальная визуализация своего образа в желаемом будущем.
    • Формат: Выбрать сферу жизни. Письменно или в медитации детально описать себя через 1, 3 и 5 лет по пунктам:
      • Действия: Что вы делаете?
      • Окружение: Кто и что вас окружает?
      • Чувства: Какие эмоции испытываете?
      • Качества: Какие новые черты характера проявились?
    • Цель: Создать яркий и притягательный образ будущего, который будет мотивировать и направлять.
  4. «Фрирайтинг: Кто Я?»
    • Суть: Свободное письмо для исследования своей идентичности.
    • Формат: Установить таймер на 10-15 минут. Писать без остановки на тему «Кто я, мои ключевые качества, моя миссия». Не редактировать, не критиковать, позволять мысли течь свободно.
    • Цель: Вытащить на поверхность подсознательные установки, ценности, лучше понять себя.

Блок 5: Техники якорения и рефрейминга

Практики для создания условных рефлексов на нужное состояние и изменения восприятия ситуаций.

  1. «Якорь спокойствия» (создание)
    • Суть: Создание собственного «ключа» для быстрого вызова ресурсного состояния.
    • Формат:
      1. Вспомнить момент полного умиротворения и спокойствия.
      2. В пик переживания совершить уникальное действие (например, прикоснуться к запястью, сложить пальцы в определенную фигуру).
      3. Повторить несколько раз для закрепления связи.
    • Цель: Создать personal tool для быстрой саморегуляции в стрессе.
  2. «Эксперимент с якорем» (применение)
    • Суть: Практическое использование созданного ранее или придуманного на занятии якоря.
    • Формат: В реальной стрессовой ситуации сознательно применить свой якорь (например, то самое прикосновение к запястью).
    • Цель: Проверить эффективность техники на практике и закрепить навык.
  3. «Рефрейминг дня»
    • Суть: Изменение восприятия негативных событий.
    • Формат: Перед сном выбрать одну «неудачу» или неприятную ситуацию за день и сознательно переформулировать ее в урок или возможность. (Не «я провалил переговоры», а «я получил бесценный опыт, как не надо вести переговоры, и понял, над чем работать»).
    • Цель: Развить гибкость мышления, снизить негативный эмоциональный фон, извлекать пользу из любого опыта.
  4. «Письмо благодарности»
    • Суть: Сознательная фокусировка на позитивных аспектах жизни и отношений.
    • Формат: Написать короткое сообщение (можно самому себе, а можно другому человеку) с благодарностью за что-либо конкретное.
    • Цель: Сместить фокус с недостатка на ресурсы, улучшить эмоциональный фон, укрепить отношения.

Блок 6: Общее развитие

  1. «Чтение мотивирующей литературы»
    • Суть: Целенаправленное получение новых знаний и мотивации.
    • Формат: Прочитать одну главу из книги по саморазвитию (например, «Достижение максимума» Брайана Трейси) или другой предложенной литературы.
    • Цель: Получить новую идею, инструмент или точку зрения для личного роста.
  2. «Дневник сопротивления»
    • Суть: Анализ причин прокрастинации.
    • Формат: В течение недели каждый раз, откладывая важное дело, записывать:
      • Что вызвало сопротивление? (Страх, скука, неуверенность?)
      • Что можно изменить (в условиях, подходе, подготовке), чтобы сопротивление снизилось?
    • Цель: Понять корень своей прокрастинации и научиться с ней работать, а не бороться.

Блок 7: Фундаментальные практики

29. Описание текущей ситуации

Суть: Проведение тотального и честного аудита всех ключевых сфер жизни на текущий момент для создания ясной «точки А».

Формат:

  • Возьмите блокнот или создайте документ.
  • Разделите жизнь на 7-8 ключевых сфер: Карьера, Финансы, Здоровье, Отношения, Личностный рост, Хобби/Отдых, Окружающая среда, Духовность/Вклад.
  • По каждой сфере письменно ответьте на вопросы: «Где я сейчас? Что у меня есть? Что происходит? Как я себя чувствую в этой области?».
  • Описывайте факты и ощущения без самокритики и оценок «хорошо/плохо».

Цель: Осознать исходные условия своей жизни, принять их и получить четкое понимание, откуда начинается путь. Это основа для любого дальнейшего планирования.

30. Описание желаемой ситуации (через 5 лет)

Суть: Детальное создание яркого, чувственного и вдохновляющего образа вашего идеального будущего.

Формат:

  • Устройтесь там, где вас никто не потревожит. Закройте глаза на несколько минут, позвольте образу нарисоваться.
  • Откройте глаза и детально опишите этот образ на бумаге, отвечая на вопросы:
    • Где я? (страна, город, дом, интерьер).
    • Что я делаю? (род деятельности, проекты, ежедневные занятия).
    • Кто рядом со мной? (качество отношений, окружение).
    • Каким я себя чувствую? (ключевые эмоции, состояние ума, уровень энергии).
    • Каковы мои ключевые качества? (я уверенный, я спокойный, я вдохновляющий).
    • Что я уже достиг? (3-5 главных свершений за эти годы).

Цель: Сформировать мощный магнит — «точку Б», которая будет подсознательно направлять ваши решения и действия, а также служить источником мотивации.

31. Снова 10 целей (после выполнения заданий)

Суть: Пересмотр и фиксация итогового, выверенного списка главных целей после глубокой работы над видением и миссией.

Формат:

  • Перечитайте ваше «Описание желаемой ситуации через 5 лет» и «Миссию».
  • Задайте себе вопрос: «Какие 10 самых важных и масштабных целей приблизят меня к этому видению и реализуют мою миссию?».
  • Выпишите эти цели. Скорее всего, они будут сильно отличаться от первоначального списка, так как теперь они прошли фильтр вашего глубинного «Я».
  • По желанию можно проверить их по критериям SMART.

Цель: Создать финальный, осмысленный и сфокусированный стратегический план на ближайшие годы, отбросив все навязанное и несущественное.

32. Написать список всего, что вам доставляет радость

Суть: Составление персонального «меню счастья» — списка действий, вещей и моментов, которые гарантированно наполняют вас энергией и позитивом.

Формат:

  • Выделите время и выпишите в столбик абсолютно все, что вызывает у вас искреннюю улыбку, чувство удовлетворения, тепла или восторга.
  • Будьте максимально конкретны и включайте как глобальные вещи («путешествие в Японию»), так и простые повседневные радости («запах свежемолотого кофе», «разговор с лучшим другом», «читать книгу под пледом в дождь»).
  • Стремитесь к списку из 50-100 пунктов.

Цель: Создать мощный ресурсный инструмент для быстрого восстановления сил, борьбы с выгоранием и осознанного наполнения повседневной жизни приятными моментами.

33. Определение миссии и предназначения

Суть: Формулировка своей основной жизненной задачи — «сверхцели», которая определяет направление движения и придает смысл всем остальным действиям.

Формат:

  • Письменно ответьте на ключевые вопросы:
    1. В чем моя уникальная сила? Что я делаю лучше многих и с легкостью?
    2. Что я люблю делать так, что готов заниматься этим бесконечно?
    3. Какую проблему мира или людей мне искренне хочется решать? Чью «боль» я чувствую?
    4. Каким я хочу остаться в памяти людей? Какое наследие оставить?
  • Соберите ответы в одно-два предложения по формуле: «Моя миссия — [делать что-то] для [какой-то аудитории], чтобы помочь им [получить какой-то результат/решить проблему]».

Цель: Обрести внутренний стержень и компас для принятия жизненных и профессиональных решений. Понимание миссии отвечает на вопрос «Ради чего я всё это делаю?» и наделяет деятельность глубинным смыслом.

34. Детальное описание желаемого будущего (Горизонт планирования: 3, 5 или 10 лет)

Суть: Создание максимально подробного, многогранного и чувственного образа вашей идеальной жизни в будущем. Это не просто постановка целей, а полноценное «проектирование» своей будущей реальности.

Формат:

  • Письменно, в свободной форме, дайте развернутые ответы на ключевые вопросы, описывающие все сферы жизни:
    • Профессия и деятельность: Чем вы занимаетесь? У вас бизнес или вы работаете по найму? В какой должности? Какие проекты вы ведете?
    • Окружение: Кто вас окружает? С кем вы взаимодействуете каждый день (коллеги, команда, клиенты), а с кем от случая к случаю? Какое у вас сообщество?
    • Физическое и ментальное здоровье: Как вы себя чувствуете? Какое у вас здоровье, уровень энергии, выносливость? Как вы поддерживаете себя?
    • Личная жизнь и семья: Какой у вас состав семьи? Какие у вас отношения с близкими?
    • Быт и образ жизни: Где вы живете (страна, город, тип жилья)? Какой у вас режим дня? Есть ли у вас свободное время и как вы его проводите? Где и как вы проводите отпуск?
    • Личностные качества: С какими своими недостатками вы справились? Какие новые сильные качества и компетенции у вас появились?
    • Духовное развитие и цели: Какие новые, еще более масштабные цели вы перед собой ставите в этом новом состоянии?

Цель: Сформировать яркий и вдохновляющий магнит — «точку Б», который будет служить мощным мотиватором. Эта детализация позволяет подсознанию начать распознавать и притягивать возможности, соответствующие этому образу, а также служит четким планом для составления конкретных целей.

35. Практика осознанного бездействия и наблюдения за мыслями (2 раза в неделю)

Суть: Сознательное создание пауз в деятельности для развития навыка метанаблюдения — способности detached (независимо) наблюдать за потоком своих мыслей и эмоций, не вовлекаясь в них.

Формат:

  • Регулярность: Два раза в неделю (например, вторник и пятница). Первая и последняя недели цикла — по одному разу.
  • Процесс: Выделите 10 минут. Сядьте в тихом месте, ничего не делайте. Отпустите жажду деятельности. Не старайтесь насильно остановить мысли; вместо этого займите позицию беспристрастного наблюдателя. Просто регистрируйте всё, что «пробегает» в сознании: мысли, образы, ассоциации, телесные напряжения, беспокойства, страхи.
  • Фиксация: После сессии сразу же запишите всё, что удалось запомнить из этого потока. Это является доказательством выполнения работы.
  • Дисциплина: Задание считается выполненным за неделю, если оба 10-минутных сеанса проведены не в последние три дня недели (т.е. создана привычка делать это заранее, а не «на отбывание» в конце). За невыполнение — символический штраф (10 тыс. руб.) для повышения уровня ответственности.

Цель: Прокачать осознанность, снизить импульсивность, научиться отделять себя от своего мысленного шума. Это помогает лучше понимать свои истинные мотивы, страхи и источники стресса, а также находить ментальные покой в любой ситуации.

36. Глубокий аудит текущей ситуации (Общая картина последних месяцев)

Суть: Проведение тотальной, честной и детальной «фотографии» вашей настоящей жизни без прикрас и самообмана. Это создание ясной «точки А» для дальнейшего движения.

Формат:

  • Письменно, максимально подробно ответьте на вопросы, описывающие вашу текущую реальность. Можно описать ситуацию в целом или сфокусироваться на одной-двух ключевых сферах (работа, здоровье, семья).
    • Идентичность и деятельность: Кто вы сейчас? Над чем вы работаете? Какие конкретные действия совершаете каждый день?
    • Режим и удовлетворенность: Какой у вас режим дня? Насколько вы им довольны?
    • Окружение: С кем вы взаимодействуете каждый день? А реже? Устраивает ли вас это окружение?
    • Эмоциональный фон и ощущения: Каков преобладающий эмоциональный фон? Какие есть неудовлетворенности и радости? Что вас вдохновляет, а что раздражает?
    • Вызовы и победы: Какие проблемы стоят перед вами сейчас? Какие вы недавно успешно преодолели?
    • Тренд развития: Вы сейчас в состоянии восхождения, застоя или деградации? Есть ли перепады активности?
    • Ясность целей: Ваши цели четко прописаны и вам понятны, или они размыты?

Цель: Получить объективную картину исходных условий. Без четкого понимания того, где вы находитесь сейчас, любой план движения к цели (где вы хотите быть) будет построен на песке. Эта практика помогает трезво оценить ресурсы, точки роста и проблемы, которые требуют решения.

Платформа по саморазвитию sar.by